Статьи

Правовые последствия задержки выдачи автосалонами ПТС

       В последнее время участились  случаи, когда  автосалоны, продавая тот или иной автомобиль клиенту, просят его  заехать за ПТС через месяц-другой. При этом вежливыми, внимательными сотрудниками автосалона  поясняются «уважительные»  причины: отсутствие в городе бланков ПТС, задержка оформления авто на таможне, на границе, согласование бумажных вопросов с производителем и т.п.

    На самом деле, самой распространенной причиной является следующее:  поставщик (изготовитель) отправляет машины продавцу бесплатно или в рассрочку, при этом, как правило, сам автосалон, выполняя функции дилера, не имеет в наличии денежных средств на полную оплату  передаваемого уме товара.

Изготовитель же  (поставщик)   отправляют салону ПТС  только после уплаты стоимости отданного на реализацию   автомобиля. Таким образом, ПТС находится в залоге у продавца, предоставившего салону рассрочку, и будет находиться до тех пор, пока салон не погасит свой долг. 

      К сожалению, бывает и так, что,  недобросовестные  автосалоны,   получив деньги от покупателя, перечисляют  их на депозит в  банк на  проценты, при этом  за пару  месяцев  с нескольких покупателей-клиентов  салону набегает вполне  приличная сумма.  Есть и  другой вариант: когда  авто закладывается в банк и под залог получают деньги, которыми оплачивают поставщику стоимость предыдущего авто. Различных схем, по которым работаю автосалоны, предостаточно..

       В результате чего, покупатель не может поставить автомобиль на учет,  получить транзитные номера, оформить  страховку ОСАГО:  самое главное - не имеет возможности использовать автомобиль по его прямому назначению под страхом отправления машины на штрафную стоянку как следствие привлечение водителя к ответственности  по ч. 1 ст. 12.1. и ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ .

       К счастью, российский законодатель предусматривает негативные правовые последствия для таких недобросовестных продавцов. Статья 456  Гражданского Кодекса РФ определяет обязанности продавца по передаче товара: продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.  Таким образом, непередачу документов на товар (в данном случае – автомобиль), закон  приравнивает к неисполнению продавцом обязанности передать товар.

         При этом необходимо подчеркнуть, что договорные отношения автосалонов  с покупателями-физическими лицами регламентируются в первую очередь законодательством о защите прав потребителей. Статья 23.1.  закона «О защите прав потребителей» устанавливает для продавца неустойку (пеню) за нарушение  установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара в размере  половины процента суммы предварительной оплаты товара.  К примеру, месячная  задержка выдачи покупателю  ПТС на  предварительно оплаченный  автомобиль ценой один миллион рублей обойдется автосалону  примерно 150 000 рублей. Законодательством о защите прав потребителей так же  не исключается возможность взыскания с продавца возмещения морального вреда. Данные споры подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции. Подсудность определяется ценой иска, который может быть подан так же по месту нахождения (месту жительства) гражданина, что в какой то степени облегчает процесс судебного разбирательства, особенно, когда покупатель проживает вдалеке от автосалона.    

     Пермская краевая общественная организация по защите прав потребителей «ПОТРЕБСОВЕТ» бесплатно* окажет потребителям услуги по защите их прав, в том числе по спорам с автосалонами. Условия уточняйте по телефонам указанным на сайте.

Нет комментариев

Добавить комментарий