Чем мы можем помочь:

Защита прав потребителей при покупке товаров ненадлежащего качества

Оформить заказ

ОБМЕН И ВОЗВРАТ ТОВАРА 

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда только что приобретённый товар не соответствовал заявленным производителем требованиям, а то и вовсе был бракованным. В большинстве подобных случаев основная масса людей не предпринимает никаких действий, особенно если денег потрачено было не слишком много. Обычно за этим стоит нежелание сутяжничать, портить себе нервы и, зачастую, незнание своих прав и действий, которые необходимо предпринять, чтобы вернуть затраченные средства. А что если бракованная вещь стоила не сто рублей, а в десять, а то и сто раз больше? Отстаивать свои права когда-нибудь всё равно придётся. А механизмы по восстановлению справедливости одинаковы, и для бракованной пятикопеечной безделушки, и для некачественного автомобиля. В этой статье мы выясним, что с точки зрения закона подразумевается под товаром ненадлежащего качества, права потребителя, а также практические аспекты возврата бракованного товара. 

Правоотношения покупателя и продавца устанавливаются несколькими нормативно-правовыми документами, главными из которых являются Гражданский Кодекс Российской Федерации и Закон о защите прав потребителя. Мы не будем затрагивать Гражданский Кодекс, так как он регулирует вопросы, лежащие несколько в стороне от темы этой статьи. Главный нормативный акт, на который стоит ориентироваться обиженному покупателю – это Закон о защите прав потребителя (ЗЗПП). На его статьи я буду ссылаться в дальнейшем. 

Что же такое товар ненадлежащего качества? Можно попробовать найти определение в ЗЗПП, но это попытка не увенчается успехом, потому что этого определения там нет. Поэтому приходится исходить от обратного. Согласно п. 1 ст. 4 ЗЗПП качество товара должно соответствовать условиям договора. В следующем пункте говорится, что при отсутствии условий договора (а именно это и происходит в 99,9% наших покупок) товар должен быть пригодным для целей, для которых подобный товар обычно используется и соответствовать требованиям, обычно предъявляемым такого рода товарам. Из этого следует, что исправный телефон должен звонить, стиральная машина – стирать, а сапоги – не пропускать воду вовнутрь. Но как же быть с уценённым из-за каким-либо несущественного брака товаром? Будьте уверены, что продавец зафиксирует в товарной накладной все огрехи товара, из-за которых он была снижена, и Вы уже не сможете вернуть товар, сославшись на эти недостатки, так как они были указаны согласно п. 1 ст. 4 ЗЗПП.

Права потребителя и возврат товара ненадлежащего качества


Рассмотрим права потребителя при обнаружении недостатков в приобретенном им товаре. В этом случае согласно п. 1 ст. 18 ЗЗПП по своему выбору можно: 
1. потребовать замены на товар той же марки, что означает возможность просто обменять товар; 
2. потребовать замены на подобный товар другой марки с перерасчетом покупной цены. Это означает, что если вы купили, например, электрический чайник марки Kefal, и он оказался бракованным, то его можно по желанию поменять на чайник марки Brok с доплатой, если он стоит дороже, или же на чайник марки Borsch, с возвратом Вам части денег, если он стоит дешевле;
3. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара ненадлежащего качества или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Этот пункт означает, что вы можете потребовать отремонтировать неработающий чайник, или же возместить затраты по его ремонту, если Вы решите отремонтировать чайник в какой-либо мастерской по ремонту электрических чайников самостоятельно.
4. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы. Это пункт означает, что вы можете вернуть товар, и получить обратно потраченные на него деньги.

На бумаге всё выглядит понятно и логично, но как же обстоят дела на практике? На самом деле всё не так плохо. Большинство продавцов – вполне вменяемые люди, которым тоже не нужны лишние проблемы в виде судов, экспертиз и прочего; и поэтому при возврате товара ненадлежащего качества, т.е. с явным производственным дефектом у вас, скорее всего не возникнет никаких проблем. Но все люди разные. Поэтому необходимо быть готовым и к негативной, и, даже, к агрессивной реакции на Вашу попытку вернуть бракованную вещь. 

Если продавец отказывается обменять бракованный товар и не признаёт обнаруженных вами дефектов, или же утверждает, что они произошли по вашей вине, то Вам следует написать заявление на имя генерального директора фирмы-продавца. В заявлении необходимо в свободной форме изложить обстоятельства и указать день совершения покупки, обнаруженные Вами скрытые дефекты товара и просьбу о проведении независимой экспертизы. Следует быть уверенным, что товар действительно ненадлежащего качества и не по Вашей вине. Дело в том, что если независимая экспертиза вынесет решение не в Вашу пользу, то продавец, оплативший проведение экспертизы, имеет право потребовать с Вас возмещения понесённых им расходов согласно п. 5 ст. 18 ЗЗПП. Если это произошло, но Вы всё равно уверены в своей правоте, то согласно той же статьи у Вас есть право оспорить результаты экспертизы в судебном порядке. Практика показывает, что если события начали развиваться по этому сценарию, то следует быть готовым как минимум к полугоду судебных тяжб. В этом случае необходимо подать исковое заявление в районный суд по месту жительства, в котором должны быть указаны обстоятельства дела и Ваши претензии. Для составления искового заявления желательно обратиться к юристу или же в Общество по защите прав потребителя. 

В случае если продавец агрессивно реагирует на Ваши требования по возврату товара ненадлежащего качества, не желает подписывать никаких бумаг и вести с Вами конструктивный диалог, следует направить заявление, о котором говорилось выше, заказным письмом с уведомлением на юридический адрес компании-продавца. Если никакого ответа не было получено в разумные сроки, то Вы можете провести независимую экспертизу за свой счёт, и с её результатами (если они окажутся положительными) обращаться в суд. Если Вы выиграете дело, то стоимость независимой экспертизы, прочие понесённые Вами расходы и некоторый моральный ущерб будут Вам возмещены за счёт продавца. Практика показывает, что если Ваши оппоненты не желают жить и работать по закону, то суд на 90% будет на Вашей стороне, и времени судебное разбирательство займёт относительно немного.

 

Вашему вниманию предлагаются 4 наиболее распространенные НЕПРИЯТНЫЕ ситуации, в которые Вы можете попасть после покупки технически сложного товара (на примере мобильного телефона с сенсорным экраном):

 

1. Сломался в первые 15 дней
    Если Ваш сотовый телефон сломался (имеется ввиду любая поломка) в течении первых 15 дней с момента покупки, Вы вправе вернуть телефон и потребовать назад заплаченные за него деньги. Подробности...

2. Одна и та же поломка
    Поломка повторяется после ремонта? Вам сообщают, что срок ремонта существенно затягивается? По истечении гарантийного срока предлагают вывалить немалую сумму за ремонт? Подробности...

3. Ремонт затягивается
    Пункт 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей устанавливает максимальный срок для ремонта автомобиля 45 дней, и то, если это заранее оговорено с Вами в договоре при покупке автомобиля.Подробности...

4. В ремонте более 30 дней
    Абзац 3 пункта 1 ст. 18 закона дает Вам право расторгнуть договор с автосалоном и потребовать назад уплаченные за автомобиль денежные средства в случае если в течении года автомобиль находиться в ремонте в совокупности более чем 30 дней. Подробности...

 

В случае если вы приобрели товар ненадлежащего качества и продавец отказывается вовзращать Вам за него денежные средства обращайтесь в нашу общественную организацию по защите прав потребителей мы Вам обязательно поможем.